+38 (095) 515-31-76 / +38 (044) 575-65-77

Птушко Александр

Птушко Александр

Конечно, фильмы 40-х - 50-х годов очень трудно сравнивать с современными блокбастерами - и сюжеты не те, и темп на много выше. Однако не стоит думать, что в те далекие послевоенные времена не было в кинематографе жанра "экшен". Не было такого названия, да и не все догадывались, что кино с трюками и спецэффектами когда-нибудь выделится в отдельный жанр. Но фильмы с комбинированными съемками и головокружительными спецэфектами снимались уже тогда. Более того, они снимались и в Советском Союзе. Более того, их снимал наш земляк.

Александр Птушко родился 6 апреля 1900 года в Луганске в семье крестьян Луки Артемьевича и Натальи Семёновны Птушко.

Будущий кинорежиссер и директор "Союзмультфильма" начинал грызть гранит науки в Луганском реальном училище. После его окончания недолго работал актером и художником-декоратором в Народном доме (ныне ДК Железнодорожников). Подрабатывал корреспондентом "Донецкой кочегарки".

Позже Птушко неоднократно говорил о том, что именно в Луганске в нем родился режиссер. Работая в доме народного творчества, Александр Лукич научился делать кукол и мастерить декорации. Позже эти умения проложили ему дорогу в жизнь.

В 1923 - 1926 годах Птушко учился в Московском институте народного хозяйства. Сменил несколько профессий (корреспондент в газете, актёр, художник-декоратор), пока не нашёл своё призвание в кинематографе.

С 1927 года Александр Лукич работал как художник-мультипликатор и режиссёр мультфильмов, совмещая с должностью конструктора кукол для мультипликации на киностудии «Мосфильм». В 1928 году он дебютировал в качестве режиссёра, поставив серию мультфильмов с участием кукольного персонажа Братишкина, который позже стал героем также и рисованных мультфильмов.

Энтузиастом объемной анимации в России того времени был Юрий Александрович Меркулов, передавший свою мастерскую Птушко, работавшему у него конструктором кукол. В свою очередь, Птушко, продолжая традиции Меркулова, собирал в мастерской мастеров, занимавшихся в то время в СССР объемной мультипликацией.

В 1932 году режиссер снял первый звуковой объемно—мультипликационный фильм «Властелин быта», но наиболее значительной работой того времени в 1935 году стал его первый полнометражный фильм с объемной анимацией «Новый Гулливер» по мотивам романа Джонатана Свифта, в котором наряду с 1500—ми куклами играли актеры, и были применены оригинальные методы комбинированных съемок. 

Для работы над фильмом Птушко удалось объединить практически всех художников, работавших в области объемной мультипликации СССР того времени.

Их работа взбудоражила мир кинематографистов не меньше, чем «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна и «Белоснежка и семь гномов» Диснея. Зрителей поражало нахождение в кадре настоящего актера и огромного количества кукол с богатой мимикой и острой характерностью.

Александр Птушко впервые использовал прием изменения частоты прохождения звука в момент записи актеров на роли кукол—лилипутов. Изменяя частоты, Птушко изменял тембр речи актера, доводя его до предельно высокого, почти пискливого звучания, добиваясь характерного «кукольного» голоса персонажей. Это было необычно и создавало особый эффект в сценах с диалогами актера—Гулливера с куклами—лилипутами.

Зарубежная кинокритика сравнивала выходца из Луганска с Марио Бава, Уильямом Кэмероном Мензисом и Джорджем Палом. А позже даже называла «русским Спилбергом», создавшим свой собственный мир фантазий. Американская кинокритика отмечала, что «Новый Гулливер» был первым полнометражным мультфильмом, созданным за четыре года до фильма «SNOW WHITE» Диснея. А после того, как фильм завоевал специальный приз на Международном кинофестивале в Милане, даже Чарли Чаплин стал почитателем таланта русского режиссера.

После создания фильма «Новый Гулливер» Птушко стал руководителем художественно—производственного объединения объемной мультипликации «Мосфильма», которое ежегодно выпускало по несколько картин. Александр Лукич с помощниками снял фильмы «Сказка о рыбаке и рыбке», «Веселые музыканты» и насыщенный трюками фильм «Золотой ключик». Анимация в нем занимала менее значительную роль, но совмещенные и комбинированные съемки снова поражали профессионалов, не говоря о зрителях.

Во время войны наш великий земляк работал на Центральной объединённой киностудии в Алма—Ате, руководил трюковыми и комбинированными съемками ряда картин. С его участием создавались батальные сцены фильмов «Зоя», «Секретарь райкома», «Небо Москвы», «Парень из нашего города». В эвакуации, где прокормить семью одним лишь руководством комбинированными съемками было невозможно, режиссер занялся пошивом обуви. К крашеным замшевым ремешкам на деревянной подошве он надевал лейбл «Eldorado&K°». Башмаки пользовались успехом, а в брошках из перламутра «от Птушко» ходила вся женская киноэлита в тыловой Алма—Ате. 

Луганское трудолюбие не позволило нашему земляку впасть в нищенство даже в тяжелое эвакуационное время. Когда друзья и знакомые задавали режиссеру вопросы о том, как ему удается совмещать творчество с рутинным выживанием, не менее 16 часов в день затрачивая на разнообразную работу, Птушко ответчал: "Я родился и вырос там, где люди работают не покладая рук для того, чтобы мы с вами могли творить, не задумываясь о том, где взять денег на завтрак. Времена поменялись - теперь мы вынуждены сами зарабатывать себе на хлеб. Так давайте покажем, что мы способны и на это!"

Сразу после победы Александр Птушко решил заняться созданием сказок, наряду с другим, не менее выдающимся режиссером — Александром Роу. Однако в фильмах Роу на первом месте стояло неторопливое повествование о победе добра над злом, а Птушко оттачивал новые приемы, и снова реализовывал смелые идеи в области комбинированных съемок и спецэффектов.

За фильм—сказку «Каменный цветок» он получил Государственную премию и приз за цвет на I Международном кинофестивале в Каннах. Следующий фильм Птушко — «Садко» — завоевал «Серебряного льва» в Венеции, а исполнитель главной роли Сергей Столяров был назван одним из лучших актеров мира полувековой истории кино.

Вышедший в 1956 году первый отечественный широкоэкранный фильм со стереозвуком «Илья Муромец» был внесен в Книгу рекордов Гиннесса за самую масштабную массовку, в которой участвовало более 104 тысяч статистов одновременно.

Дочь Александра Птушко Наталья Птушко, так же ставшая режиссером — рассказывала: «На съемочной площадке папа был чутким, внимательным, но очень жестким и требовательным. Мне доставалось от него больше других. С ним я прошла хорошую школу: чтобы все было готово к работе, все было на своем месте, и если что — с меня первой спрос. Его очень любили все вокруг, вплоть до рабочих. Александр Лукич мог лично принять участие в сооружении декораций, показать, как лучше забить гвоздь. Он был единственным режиссером, которого называли «мастер — золотые руки». Действительно, он умел все».

Фильмы Птушко попали в прокат в США. Американский продюсер Роджер Корман увидел картины советского режиссера еще в конце 1950—х и начале 1960—х годов и приобрел права на показ фильмов. После небольшой монтажной доработки фильмы «Садко» и «Илья Муромец» были показаны американским зрителям. Правда, американцы познакомились с историей Садко после перемонтажа, сделанного Фрэнсисом Фордм Копполой и под названием «Волшебное путешествие Синдбада», а о подвигах Ильи Муромца узнали из фильма «Камень и дракон». По мнению Роджера Кормана, эти поправки были необходимы, так как имена былинных богатырей, известные каждому русскому, ничего не говорили американцам.

Спецэффекты, разработанные Птушко для фильма «Илья Муромец» позже позаимствовали американские режиссеры Стэнли Кубрик для съемок «Космической одиссеи», Терри Гиллиам в «Приключения барона Мюнхгаузена» и многие другие режиссеры.

Позже Александр Птушко снял комедию «Сказка о потерянном времени».

Потом им были экранизированы «Алые паруса» Грина. История Александра Грина в трактовке Птушко лишилась своей воздушно—зыбкой атмосферы и превратилась в сентиментальную мелодраму. Поначалу критика ругала картину за слишком яркий цвет, тяжеловесность игры многих актеров второго плана и за прямолинейность режиссерских ходов. При всем этом выбор юной Анастасии Вертинской на роль Ассоль, оказался точен.

В 1966 году Птушко стал прекрасный фильм «Сказка о царе Салтане» — одну из лучших экранизаций сказок Пушкина.

Так же им был написал сценарий по гоголевскому «Вию». Поручив съемки молодым режиссерам, он взял над ними творческое шефство. Но режиссеры не справились, и Птушко пришлось доснимать и монтировать фильм самому. Благодаря этому «Вий» долгие годы оставался и остается первым и единственным отечественным фильмом ужасов, впечатляющим украинских зрителей.

Вершиной карьеры Птушко стал его последний фильм «Руслан и Людмила». Невероятные декорации, впечатляющая говорящая голова, подземные гиганты и летающий карлик Черномор — каждый новый кадр нес в себе сказочное превращение. Однажды в Луганске Птушко влюбился в девушку, и пригласил ее на свидание. Девушка ответила: «Приду, если подаришь мне попугая в золотой клетке с гроздьями винограда». Тогда Птушко вынул из материнского корсета несколько стержней, и сделал из них золотую клетку. Потом поймал голубя, приделал ему хохолок и хвост, раскрасив птицу под попугая. На веточки надел сливы — и получился виноград. Когда для одной из сцен в «Руслане и Людмиле» нужны были 300 попугаев — «Мосфильм» потратился лишь на несколько десятков. Остальных, благодаря фантазии Птушко — изображали голуби, разукрашенные бутафорами.

Соратники Птушко вспоминали о нем как о легком и остроумном человеке. Снимая многотысячные массовки, сооружая грандиозные декорации, Александр Лукич мог и пошутить, но в гневе он был страшен. Мог ругаться: «Бизоны! Кретины! Носороги! Работать не умеете!» А еще рассказывают, что, когда Птушко хвалили за очередной фильм или трюк, он спокойно замечал: «Ничего удивительного, ведь я — обыкновенный гений».

С 1932-го по 1949-й годы Александр Птушко занимался преподавательской работой во ВГИКе, выпустил ряд научно—популярных книг, посвященных мультипликации, съемкам трюков и комбинированным съёмкам.

С 1960 года Птушко был художественным руководителем творческого объединения детских фильмов при киностудии «Мосфильм». В 1969 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР.

Не смотря на то, что Александр Лукич уехал из Луганска достаточно рано и  в последствии  не часто бывал на Родине, однако он всегда помнил о тех людях, среди которых вырос, об их характере и невероятном трудолюбии. Говорят, что Птушко всегда благосклонно относился к своим землякам помогал им обустроиться в огромной столице. А если случалось, что луганчанин пытался устроиться в Мосфильм на работу, уже прославленный режиссер давал своему земляку лучшие рекомендации, уверяя отдел кадров в том, что те берут на работу трудягу. 

Птушко умел веселиться в труде, который был неотъемлемой частью его оптимистической натуры. Он редко сидел без дела — любил вырезать камеи, и дарил их друзьям и знакомым. Увлекался работой по дереву. Его уникальные ручки для палок ценились среди знатоков. Коллеги и знакомые удивлялись его творческой неуемности. Он никогда не жаловался и не жалел себя, даже в последние годы, когда был тяжело болен. Птушко любил жизнь жадно и рассматривал ее, как веселую игру неиссякаемого действа.