+38 (095) 515-31-76 / +38 (044) 575-65-77

Голубович Михаил

Голубович Михаил

Украинский актер Михаил Голубович сыграл более чем 60 киноролей. Не говоря уже о театральных работах на своей родной сцене — в Луганском академическом музыкально-драматическом театре. Уже 27 лет Михаил Васильевич является его руководителем. Голубович из плеяды актеров, работавших в золотое время украинского кино. Он снимался в «Пропавшей грамоте», «Думе о Ковпаке», «Кортике», «Хождениях по мукам».

Михаил Голубович родился в маленьком украинском городке Золотоноша Черкасской области. Мечта о сцене у маленького Миши появилась еще в младших классах. Однажды, участвуя в школьной самодеятельности, он читал отрывок из романа Олеся Гончара «Прапороносцi». Стоя на сцене в военной гимнастерке, маленький Миша вспоминал о своих братьях, погибших во время войны, эмоции просто захлестывали. Именно в этот момент он осознал, что мечтал бы заниматься актерством всю жизнь. 

В роду Голубовичей не было никого, кто бы занимался творчеством. Мама была домохозяйкой, отец — простой человек, прошел войну связистом на передовой. Михаил родился в 1942 году, в оккупации. Лишь после освобождения ему выписали метрику у военного коменданта на обратной стороне обрывка немецкой карты. Это случилось через год после его рождения, и почему-то в метрике написали: 1943.

В Киевский театральный институт Михаила Голубовича приняли лишь с третьей попытки. Первый раз, когда он не поступил, отдал документы в Гадячское культпросветучилище, куда его сразу же зачислили. Однако, когда Михаил приехал довольный домой, отец спросил: «Сынок, а кто же будет работать?» Михаил подумал-подумал и пошел на завод имени Лепсе. На второй год снова поехал поступать в театральный и опять не прошел. Возвращаться домой было стыдно, и Михаил Голубович поступил в Одесский университет на филологический факультет. Но, проучившись полгода, понял, что это не его, и бросил. Вновь вернулся на завод.

Работать Михаил Голубович начал рано, закончив седьмой класс. Когда приближалась зима, родителям не на что было купить ему одежду. Так, чтобы помочь родителям, Михаил попал на кирпичный завод. Работал вагонером, возил сырой кирпич на сушку. Физическая нагрузка была запредельной. Но зато деньги в семью приносил. А на заводе имени Лепсе Михаил работал в чугунно-литейном цеху. Сначала молотобойцем, потом вагранщиком. В пять часов утра, одетый в асбестовый костюм, он залезал в печь, из которой днем выпустили металл, и вручную отбивал накипь. Больше пяти минут там нельзя было выдержать — очень тяжело и жарко. Но зарплата там была хорошая. На первую зарплату купил себе обновки: драповое пальто цвета кофе с молоком, правда, на три размера больше — на вырост. К пальто — зеленую фетровую шляпу, костюм шерстяной и хромовые сапоги с калошами. Прямо жених! Жаль только, что поступление в театральный институт было летом, и в красоте такой он появиться перед приемной комиссией не мог. На третий раз таки поступил — на курс Василия Харченко и Анатолия Скибенко. Был счастлив безмерно, сразу дал телеграмму домой. Потом приехал и рассчитался на заводе. Родные Михаила долго не могли понять, что же за профессию он себе выбрал. Он же чувствовал себя в институте как рыба в воде. В одной параллели с Голубовичем учились Иван Миколайчук, Бронислав Брондуков, Иван Гаврилюк. Все это была одна большая компания. Они встречались у Костя Петровича Степанкова, Сергея Параджанова.

Михаил Голубович считался одним из самых талантливых студентов на своем курсе. А после окончания института вдруг решил оставить столицу и уехал в Луганск. На самом деле после окончания института он должен был ехать работать в Чехословакию, в Пряшевский театр. Но это был 1967 год, назревали события Пражской весны, и его не выпустили из Советского Союза. Вот так в один момент он оказался без работы. Как раз в то время Михаила пригласили в украинскую труппу Ворошиловградского театра, которым тогда руководил народный артист СССР Петр Ветров. Это было потрясающе интересное время. Помимо работы в театре, Голубович активно снимался в кино. В четыре утра вылетал в Москву, в шесть его встречала машина, в семь был в гостинице «Мосфильма», а в восемь — на съемочной площадке. До половины двенадцатого снимался, потом собирал вещи и — в аэропорт. Улетал в Ленинград и работал на «Ленфильме» до восьми вечера. Потом — снова в самолет и на Киев. Из Борисполя его часто забирал друг, бывший главный спортивный врач Украины Виктор Бованенко. Он вез Голубовича в Жуляны, где они быстро ужинали в ресторане, и Михаил улетал в Ворошиловград.

Во время работы над фильмом «Кортик», он в советское время был очень популярен, Михаил Голубович познакомился с Эммануилом Виторганом, Зоей Федоровой и знаменитым Леонидом Кмитом, который в «Чапаеве» играл Петьку. Именно Кмит научил Михаила пить водку из газеты в общественном месте в присутствии дружинников. Кмит брал газету, сворачивал ее с двух сторон — получались две трубочки (что-то вроде бинокля). В одну из этих трубок Кмит незаметно вставлял бутылку с водкой и громко говорил: «Миша, ты напрасно не увлекаешься небом. Звезды — это удивительно. Там столько красоты, тайн». Окружающие слышали, что он несет какую-то чепуху и уже не смотрели на него. А в это время Кмит, задрав голову кверху, приставлял горлышко ко рту и пил. При этом смотрел в потолок. В общем, веселые были времена. К тому же актеры в Советском Союзе зарабатывали прилично. Самая высокая ставка была у таких звезд, как Николай Крючков, Иннокентий Смоктуновский — 75 рублей за съемочный день.

Михаил Голубович должен был сниматься в «Холодном лете 53-го», но отказался. Надоело играть отрицательных персонажей. Когда ему позвонили из съемочной группы «Холодного лета…» и сказали, что есть работа, он лишь спросил, положительный или отрицательный персонаж. Узнав, что надо играть подлеца, отказался. А через какое-то время, приехав на «Мосфильм», узнал, что в картине снимались Анатолий Папанов, Виктор Степанов… В общем, пожалел, что не согласился.

Когда  Луганский театр и Михаил Голубович гастролировали во Владивостоке, произошла история, которая повлияла на всю его дальнейшую жизнь. В это же время он снимался на студии «Молдова-фильм» в картине «Красная метель». Надо было доснять один день, и артист полетел в Одессу, где проходила тогда работа над фильмом. А театр отправлялся в Улан-Удэ. Во время полета Голубович перезнакомился с экипажем, замечательные были ребята. Они говорят: «Мы сутки отдыхаем в Одессе, можешь с нами долететь до Иркутска». Михаил Васильевич дал телеграмму директору театра, что будет возвращаться рейсом 1154, и попросил из Иркутска забронировать одно место до Улан-Удэ. Съемки «Красной метели» проходили под Одессой. Это был август, страшная жара, и в деревне, где снимали, холодное вино в бочках продавалось по 12 копеек за стакан. В общем, вся группа перепилась и работу отменили. Водитель, который вез Михаила до аэропорта, попался разговорчивый и медлительный. В результате он опоздал на самолет. На перекладных через Воронеж добирался до Иркутска, а оттуда — в Улан-Удэ. Когда же зашел через служебный вход в оперный театр, где выступала луганская труппа, увидел в фойе чей-то портрет в черной рамке. Когда подошел и присмотрелся, понял что это его фотография… Оказалось, самолет рейса 1154 Одесса — Владивосток разбился…

Сейчас Михаилу Васильевичу 71 год. Он по-прежнему полон сил и энергии. Для того, чтобы держать себя в прекрасной физической форме, артист занимается физическими упражнениями по системе, которую разработал сам. А вот диет Михаил Васильевич не придерживается: ест все подряд. Более того, любит готовить и помогает жене по хозяйству. Борщ и кулеш получаются у него лучше всего.